Основанная в Швеции нидерландская производственно-рознично торговая группа IKEA является одной из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома. Юридическое название - Ingka. Ингвар Кампрад открыл ее в 1943 году. Компания предлагает широкий ассортимент хорошо продуманных, функциональных товаров для дома по очень низким ценам, чтобы как можно больше людей могли их себе позволить.
Кампрад начал торговать, когда ему исполнилось 5 лет, когда купил спички оптом в Стокгольме и продал их в своей небольшой деревне в розницу; впоследствии разносил товары лично и посылал их по почте, тогда это были ручки, карандаши, кошельки, рамки. В 1948 году в ассортименте впервые появилась мебель, а уже в 1958 году открылся первый магазин ИКЕА в Швеции. Сеть магазинов стала разрастаться, в 1963 году IKEA вышла на международный рынок, начав с Норвегии.
Название «IKEA» является акронимом, и расшифровывается как «Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd», то есть имя и фамилия основателя и название фермы Эльмтарюд в пригороде Агуннарюд, где он родился. Бренд IKEA объединяет тысячи сотрудников и сотни компаний с разными владельцами по всему миру. Розничный бизнес организован по франчайзинговой системе с 12 франчайзи на 62 рынках (460 магазинов по всему миру), которые – вместе с франчайзером и другими подразделениями бизнеса – постоянно совершенствуют и развивают бренд.
Для удовлетворения потребностей клиентов в компании есть уникальная бизнес-модель и цепочка создания стоимости. Она включает в себя разработку продукта, дизайн, поставку, производство и продажи. И, конечно же, все начинается и заканчивается с клиентов.
Ценности IKEA сформировались в Швеции в то время, когда условия жизни были суровыми. Людям приходилось обходиться тем, что у них было. Это способствовало развитию культуры предпринимательства и упорного труда, а также это сделало людей более прагматичными и внимательными к ресурсам. С первых дней существования бренда IKEA многое изменилось. Сегодня компания превратилась в глобальный бизнес, размеры и охват которой позволяют создавать позитивные изменения не только для людей, но и для планеты. Внутри, конечно, мало что изменилось.
1 января 2012 года IKEA осуществила внутреннюю перепродажу своего бренда за 11,2 млрд долларов, причём продавцом выступила зарегистрированная в Лихтенштейне компания Interogo, подконтрольная Кампраду, а покупателем — дочерняя компания самой IKEA, голландская Ikea Systems. Целью сделки была названа «консолидация и упрощение структуры бизнес-группы», в прессе высказывались мнения, что значение сделки в том, что теперь торговая марка IKEA имеет вполне определённую стоимость. По версии Forbes, продажа бренда лихтенштейнской фирмой голландской компании по рыночной цене в данный момент была выгодна IKEA: оптовая торговля управляется из Швейцарии, а касса и управляющая компания расположены в Бельгии, в обеих странах налогообложение очень выгодное.
В 2016 году журнал Fortune включил IKEA в список наиболее предпочитаемых работодателей. Одна из причин — компания дает возможность своим сотрудникам расти, развиваться и перемещаться в рамках компании как вертикальном (повышение по службе), так и в горизонтальном (другой отел, подразделение) направлении. Руководители отделов раз в год проводят со своими сотрудниками performance evaluation (беседа по результатам работы за год) и development talk (постановка целей на ближайший год). Такая встреча длится около 2 часов и проводится со всеми сотрудниками, что позволяет не только оценить результаты их работы, но и наметить для каждого как личное, так и профессиональное направление развития.
Весной 2018 года IKEA впервые выпустила коллекцию одежды совместно с британским дизайнером Уильямом Хантом. Интересно, что костюмы-тройки для женщин и мужчин сделаны из тех же тканей, что и обивка мягкой мебели IKEA. По задумке дизайнера, такая коллаборация должна вдохновить покупателей на эксперименты. А в начале лета того же года IKEA представила коллекцию одежды и аксессуаров для молодежи, которую разработал известный дизайнер одежды Крис Стэмп. В коллекцию помимо привычных товаров для хранения вещей вошли и новые для компании изделия — кепка, толстовка, баскетбольное кольцо, мяч, спортивная сумка и даже скейтборд. "Это необычный для компании опыт", — комментирует Игорь Кисиль.
IKEA во всем мире разделена на две большие группы компаний: Inter IKEA Group и IKEA Group. В группу компаний Inter IKEA входит подразделение IKEA Industry, которая занимается разработкой и производством товаров, а также закупочная организация, которая сотрудничает с более чем 1 тыс. поставщиков по всему миру.
В России группа компаний Inter IKEA была представлена 4 собственными фабриками до закрытия сети в 2022 году, а также закупочной организацией, которая сотрудничала с 60 российскими компаниями, товары которых ритейлер реализовывал в своих магазинах как в нашей стране, так и за рубежом. Кроме этого, Inter IKEA Group владеет самим брендом IKEA. IKEA Group объединяет розничные направления бренда, являясь самым крупным франчайзи. Под эгидой группы компаний работают розничные подразделения, компании, управляющие торговыми центрами и организация снабжения.
Компания IKEA занимается дизайном и реализацией мебели и сопутствующих товаров для дома, рассчитанных на массового потребителя. Концепция мебели ИКЕА состоит в том, что большую часть мебельного ассортимента покупатели собирают дома самостоятельно, также товары перевозятся в плоских коробках, тем самым снижаются затраты на логистику и сервис, что ведёт к более низкой стоимости товаров.
Разработка товаров происходит в организации, которая называется IKEA of Sweden — небольшое подразделение компании, которое расположено в Швеции. Дизайнеры подразделения получают бриф — техническое задание, некий запрос на создание изделия. Задача дизайнеров не только обрисовать новый товар, но и уточнить технологию производства и его конечную стоимость, с учётом всех накладных и транспортных расходов.
Коллекции мебели и предметов интерьера компания называет скандинавскими топомимами (природные и рукотворные объекты на Земле) и обычными словами. Например, мягкая мебель носит названия шведских городов и сёл, садовая мебель — шведские острова, предметы ванной комнаты — озера, реки, и морские заливы Скандинавии, а названия детских вещей — это млекопитающие, птицы, разные прилагательные и глаголы. Сегодня названия товаров придумывают там же, где их разрабатывают — в подразделении IKEA of Sweden в Швеции. При этом компания не адаптирует название под разные страны, что является частью договора франшизы.
Свернуть