Путь автомобильного бренда SAIPA начался в 1968 году со сборки двухцилиндрового мини-автомобиля Citroen Dyane. В Иране эта модель получила название Jyane (или Цзянь). Всего было выпущено около 120 000 экземпляров этого автомобиля. Помимо легковой версии, также производились версии фургона со стеклянными панелями и Baby-Brousse небольшая деревенская коляска в стиле Citron Mehari, но со сделанным из металла кузовом. Позже появилась и пикап-версия Jyane. Baby-Brousse выпускался с 1970 по 1979 год.
В 1975 году SAIPA начала сборку лицензионных версий оригинального Renault 5, а позже Renault 21. Производство машин Citroen было прекращено в 1980 году. С 1986 по 1998 год бренд выпускал пикап Z24, представлявший собой лицензионную копию Nissan Junior 1970-1980 годов выпуска с 2,4-литровым мотором. В 1998 году SAIPA купила фирму Zamyad, которая продолжила сборку Z24. С 2003 года этот грузовик продается под брендом Zamyad. Сборка Renault 5 была остановлена в 1994 году (фирма Pars Khodro взяла на себя управление производственными линиями), а сборка 21 модели было закончилась в 1997 году.
В 1993 году SAIPA начала взаимодействие с южнокорейским автоизготовителем KIA, которое послужило началом сборки модели Kia Pride. Этот автомобиль продавался в Иране под названиями Saba (седан) и Nasim (хэтчбек). На Тегеранском автосалоне 2001 года в модельный ряд SAIPA был добавлен лифтбек Saipa 141, представляющий собой пятидверную версию модели Saba с более длинным кузовом. Автомобили серии Pride на 97% состояли из местного сырья. С 2001 по конец 2010 года SAIPA производила Citroen Xantia по лицензии. Модели седанов предыдущего поколения Kia Rio собирались с использованием деталей, импортированных из Кореи, с мая 2005 по конец 2012 года, когда SAIPA потеряла лицензию на их сборку.
В 2000 году SAIPA выпустила собственный дизайн минивэн 701 Caravan, который был обновлен в 2003 году. В 2002 году была представлена откидная версия Saba под названием 141. Модели 132 дебютировали в 2007 году, а 111 в 2009 году. В ноябре 2008 года был представлен двигатель SAIPA National Engine 231, произведенный в Иране. В декабре 2008 года дебютировал Tiba Miniator с 4-цилиндровым двигателем объемом 1,5 литра. В 2010 году SAIPA начала сборку пикапа Rich, основанного на модели Tiba. В 2014 году бренд показал концептуальный электромобиль Saipa Z210, который планировалось запустить в производство в 2018 году. Однако этот проект так и не был реализован.
В 2016 году SAIPA совместно с китайской компанией Changan Automobile стали изготавливать модели Changan CS35 под названием Saipa Saina. В 2018 году начались продажи кроссовера SAIPA Quick, представляющего собой перелицованную версию китайского BAIC X3. В 2019 году была представлена новая модель SAIPA которая стала первым автомобилем компании, разработанным и произведенным полностью на территории Ирана. оснащается 1,5-литровым турбодвигателем мощностью 110 лошадиных сил и 5-ступенчатой механической трансмиссией. SAIPA и сейчас развивает и увеличивает свой модельный ряд. Автомобильный бренд планирует выпустить ряд новых легковых машин в ближайшие годы, включая электромобили и гибридные модели.
SAIPA
Категория
Сайт
Год основания
1966
Страна происхождения
Компания-владелец
Основная отрасль компании