В 1938 году в СССР была официально зарегистрирована рецептура и товарный знак для водки под названием «Столичная» или «Stolichnaya». Однако выпуск этой водки начался лишь через несколько лет, в 1941 году, и первая бутылка «Столичной» была произведена в блокадном Ленинграде, в условиях тяжелейших времен в истории СССР. С 1971 года водка «Столичная» начала продаваться и за пределами СССР, особенно в Соединенных Штатах.
Американская компания PepsiCo получила права на дистрибуцию этой водки, и в результате этого сотрудничества она получила прочное прозвище в США - «Stoli». С 1973 по 1981 годы было отгружено невероятное количество водки «Столичная» - целых 1,9 миллиона декалитров, что приносило огромные суммы денег, составившие 25 миллионов долларов. Однако, стоит отметить, что если бы водка была продана по розничным ценам, прибыль могла бы составить целых 164 миллиона рублей. Это было несомненным финансовым успехом. В то время как «Столичная» пользовалась популярностью, еще одним продуктом, принадлежащим PepsiCo, была напиток «Пепси-Кола».
За тот же период с 1973 по 1981 год было произведено невероятное количество - 32,3 миллиона декалитров напитка «Пепси-Кола», что принесло невероятные 303,3 миллиона рублей прибыли, что на 139,3 миллиона рублей больше, чем продажи водки. Это говорит о том, насколько успешной и популярной стала «Пепси-Кола» в России. Однако, важно отметить, что после перехода предприятия ВВО «Союзплодоимпорт», которое владело торговыми знаками, в 1991 году, возникли юридические сложности в отношении прав на товарные знаки. Изначально, считалось, что эти знаки перейдут в собственность ВАО «Союзплодоимпорт» на основании правопреемства. Однако, 13 мая 1991 года, Министерство сельского хозяйства и пищевых продуктов РСФСР выразило протест против регистрации некоторых товарных знаков, включая товарный знак «Столичная», на имя ВВО «Союзплодоимпорт». Этот протест был частично удовлетворен, и с 7 августа 1991 года, товарный знак «Столичная» утратил правовую охрану в России. Это означало, что ВАО «Союзплодоимпорт» продолжало владеть правами на товарные знаки в США и Европе, но уже не в Российской Федерации.
Этот вопрос стал объектом внимания высших властей России, и 8 апреля 1994 года, президент РФ Борис Николаевич Ельцин поручил премьер-министру Виктору Степановичу Черномырдину рассмотреть проблему «обеспечения правовой охраны наименований, предназначенных для обозначения всемирно известных российских водок». В рамках этого поручения председатель Комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам получил указание пересмотреть и отменить решение от 7 августа 1991 года об аннулировании регистрации данных товарных знаков.
6 мая 1994 года, после долгих юридических разбирательств, председатель Комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам принял решение, которое отменило аннулирование регистрации товарного знака «Столичная». Это решение восстановило правовую охрану наименования в России, и водка «Столичная» снова стала собственностью российской компании ВАО «Союзплодоимпорт». С этого момента, водка «Столичная» смогла в полной мере использовать свой товарный знак на родине, а также продолжила свое распространение за рубежом.
В 1997 году бизнесмен Юрий Шефлер (на тот момент президент ВАО «Союзплодоимпорт») учредил ЗАО «Союзплодимпорт» и выкупил «Столичную» и другие знаки (всего 43 бренда) у «Союзплодоимпорта» за 300 тыс. долларов США. Через два года, в 1999 году, ЗАО «Союзплодимпорт» продало марку «Столичная» голландской компании «Spirit International», входящей в группу S.P.I., за 800 тыс. долларов США (впоследствии Счётная палата пришла к выводу, что справедливая цена за бренды - 400 млн долл.). А в 2000 году право на реализацию «Столичной» на территории США купила британская компания «Allied Domecq».
В 2002 году Минсельхоз учредил федеральное казённое предприятие «Союзплодоимпорт» и распоряжением премьер-министра Михаила Касьянова права на использование марки «Столичная» перешли к созданному ФКП «Союзплодоимпорт». Этикетка выполнена в красных и золотистых тонах на белом фоне. На этикетке изображена гостиница «Москва», которая была построена за три года до регистрации марки. Поверх изображения гостиницы курсивом буквами латинского алфавита из нижнего левого в верхний правый угол идёт надпись «Stolichnaya vodka». Дизайн этикетки разработан Владимиром Яковлевым, сотрудником комбината «Союзпродоформление».
Деятельность ФКП «Союзплодоимпорт» направлена на обеспечение эффективного использования товарных знаков предприятия, защиту и восстановление исключительных прав предприятия на всемирно известные алкогольные марки: «Столичная», «Московская», «Русская» и др., создание оптимальных условий для производства продукции, а также выявление и устранение нарушений прав на товарные знаки в России и за рубежом.
Мировая известность товарных знаков и их правовая защищенность служат основой для работы ФКП «Союзплодоимпорт» с российскими и зарубежными партнерами – компаниями, обладающими безупречной деловой репутацией, серьезным инвестиционным потенциалом и высоким профессионализмом.
Свернуть