В январе 1916 года фермер по имени Книббе из Харлеммермера увидел на своей земле военного. Полковник Валаардт Сакре ищет подходящее место для аэродрома. 55 290 гульденов (около 450 509 евро в сегодняшних деньгах) достаточно, чтобы убедить Книббе продать свои примерно 12 гектаров земли (размером примерно с 18 футбольных полей). Первый военный самолет приземлился здесь 19 сентября 1916 года, ознаменовав начало службы Схипхола в качестве военного аэродрома. Аэропорт быстро расширяется, и к 1917 году Схипхол уже является одним из крупнейших аэропортов в Европе.
Вскоре раздаются первые жалобы от местных жителей не на шум, а на военнослужащих. Строгая протестантская община вокруг аэродрома недовольна прибытием этих чужаков, не в последнюю очередь потому, что молодые люди положили глаз на местных девушек. После Первой мировой войны Схипхол изначально оставался военной базой, но поскольку война закончилась, истребители теперь используются для перевозки грузов, почты и пассажиров. Схипхол приобретает все больше черт гражданского аэропорта, и голландские ВВС официально покидают его в 1923 году.
В конце первых нескольких лет в Схипхоле все еще нет асфальтированных взлетно-посадочных полос. Это проблема, потому что уровень грунтовых вод высок, и самолеты становятся все тяжелее. Заболоченный аэродром привлекает всевозможные прозвища: «Болото Схипхола» и «Грязевой порт Схипхола». Французы даже называют его «Схипхол-ле-Бен»: курорт для купания Схипхола.
Документы подписаны 1 апреля 1926 года: Схипхол теперь принадлежит Амстердаму. До этого момента аэропорт все еще был собственностью Военного министерства. Муниципалитет сразу же приступает к работе, поскольку Олимпийские игры должны состояться в Амстердаме в 1928 году. Улучшаются поле и подъездные пути, заливается новая бетонная платформа и строится первый терминал вместе с диспетчерской вышкой. Копия этого здания терминала будет построена компанией Aviodrome в 2007 году.
Это год, когда Олимпийские игры приедут в Амстердам. Расширения должны быть завершены быстро, но в конечном итоге все готово как раз к началу Игр. Пассажирские перевозки увеличиваются более чем на четверть по сравнению с 1927 годом, а грузовые перевозки увеличиваются на 60%, до 798 тонн. Закон об авиационных катастрофах (Luchtvaartrampenwet) вступает в силу в 1937 году. Этот закон был принят после нескольких серьезных авиакатастроф. В знак признания необходимости более профессионального расследования авиакатастроф был учрежден Совет по авиации для расследования причин аварий и предложения способов предотвращения таких инцидентов, где это возможно.
В 1939 году Нидерланды мобилизуются для предстоящей войны. Авиационный департамент Королевской армии Нидерландов разместил в Схипхоле несколько самолетов. Хотя аэропорт продолжал работать как гражданский объект почти до самого последнего момента, самолеты должны были нести свою национальную идентификацию. Служба Берлин-Амстердам была приостановлена из-за военной ситуации, но возобновилась уже 15 марта 1940 года. Усилия по подкреплению в Схипхоле начались только 6 мая. 10 мая 1940 года Германия вторглась в Нидерланды. Немецкие ВВС бомбили некоторые стратегические цели, включая аэропорт в Схипхоле. Немцы быстро восстанавливали ущерб после капитуляции Нидерландов 15 мая 1940 года, и Люфтваффе взяли под контроль Схипхол как военно-воздушную базу под новым названием: Fliegerhorst 561. Во время войны Fliegerhorst был самым хорошо защищенным немецким аэродромом в Европе. На пике воздушной войны в 1943 году здесь базировалось 70 немецких военных самолетов.
Поскольку Схипхол является ключевым аэропортом для немцев, 200 американских бомбардировщиков нацелились на аэропорт 13 декабря 1943 года, сбросив почти 1600 бомб. Аэропорт получает серьезные повреждения и теряет свое стратегическое значение.
К 1944 году поражение Германии кажется неизбежным. Оккупационные силы опасаются, что Схипхол станет базой для атак союзников. Чтобы предотвратить это, немецкие подрывные отряды «Sprengkommando» уничтожают оставшиеся взлетно-посадочные полосы. Схипхол уже понес значительные повреждения; теперь он полностью непригоден для использования. К концу Второй мировой войны Схипхол лежит в руинах. После того, как аэропорт неоднократно подвергался бомбардировкам во время войны, в качестве последнего удара немцы делают его непригодным для использования, когда им приходится бежать от приближающихся британских и американских войск. Но Нидерланды быстро восстанавливают аэропорт, и 8 июля 1945 года первый самолет приземляется в возрожденном Схипхоле. В первые месяцы мира Схипхол усердно работает над реконструкцией аэропорта. Сначала восстанавливаются взлетно-посадочные полосы, затем строятся казармы, чтобы предоставить временное убежище пассажирам и грузам. Этот ряд казарм образует новую улицу, метко названную «Vrijheidsstraat»: улица Свободы.
В 1949 году управляющий аэропортом Ян Деллэрт представляет свои первые планы по расширению аэропорта. В дополнение к современной башне управления воздушным движением, аэропорт должен добавить от шести до десяти взлетно-посадочных полос вокруг нового терминала. Список пожеланий Деллэрта также включает новую автомагистраль и железнодорожную линию между Амстердамом и Гаагой. Стоимость амбициозных планов составляет 95 миллионов гульденов — немного слишком много для бюджета. Первоначально Схипхол получает четыре взлетно-посадочные полосы, чтобы покрыть все четыре направления ветра. Это облегчает посадку самолетов при различных ветровых условиях. Центральное здание терминала расположено в центре площадки. Проекты Деллэрта легли в основу аэропорта Схипхол, каким он является сегодня.
В 1950 году в Схипхоле открывается башня управления воздушным движением. Эта башня будет использоваться до открытия нового аэропорта в 1967 году. Сегодня в этом здании находится ресторан, а с 2013 года здесь также можно найти программу обучения на тренажере Flight Simulator (FST). В 1957 году в Схипхоле открылись первые магазины беспошлинной торговли. Бутылка голландского женевера стоит четыре гульдена; бутылка виски обойдется вам в восемь гульденов. Общий оборот магазинов беспошлинной торговли за первый год составил около 3 миллионов евро в сегодняшних деньгах. 50 лет спустя эта цифра составляет 400 миллионов евро.
Появление реактивного двигателя знаменует начало новой эры. Реактивные самолеты могут летать выше и быстрее винтовых самолетов, и они также намного тяжелее. Это значило, что взлетно-посадочные полосы Схипхола нуждаются в реконструкции, и была добавлена новая бетонная взлетно-посадочная полоса длиной 3300 метров. Теперь даже российский реактивный самолет Аэрофлота «Туполев» может приземляться в Схипхоле.
После войны каждый в Схипхоле вносит свой вклад в расширение и модернизацию аэропорта, и в апреле 1967 года наступает момент истины: новый Схипхол готов! То есть, по крайней мере, на данный момент: Схипхол никогда не будет достроен. Королева Юлиана присутствует на официальном открытии. Старый объект Схипхол-Ист все еще используется, в нем размещаются ангары для ремонта самолетов и коммерческие офисы.
Арабские страны вводят нефтяное эмбарго, поскольку Нидерланды поддержали Израиль во время войны Судного дня в 1973 году. Рост цен на топливо и падение числа пассажиров положили конец нескольким проектам расширения в Схипхоле. Реализация других планов продолжалась, требуя значительных уровней доходов. Несмотря на большие повышения аэропортовых сборов, Схипхол терпит убытки. Объем воздушного движения резко увеличивается в период после войны. В 1975 году открывается новое здание терминала, вдвое больше того, которое он заменяет. Теперь также используется новый пирс. Винтовые самолеты уступили место реактивным двигателям, и новый пирс D справляется с обслуживанием этих больших реактивных самолетов.
В 1980-х годах конкуренция была жесткая. Европейские авиакомпании проектируют свои линии в соответствии с концепцией «ступица и спицы»: пассажиры, летящие из разных аэропортов в один и тот же пункт назначения, сначала отправляются в «хаб», где они сходятся и все садятся на один самолет до конечного пункта назначения. Схипхол становится одним из крупных европейских хабов, и в 1988 году центральное правительство назначает Схипхол «Главным портом»: международным воздушным, автомобильным и железнодорожным узлом и основным двигателем голландской экономики.
В 1989 году аэропорт Амстердама Схипхол представляет генеральный план Схипхола 2003 года. В течение следующих 15 лет аэропорт выиграет от масштабного расширения. Схипхол подчеркивает экономическую важность аэропорта для Нидерландов, а также принимает меры по защите окружающей среды. Однако все еще происходят крупные протесты. На фотографии показано строительство нового пирса. В 1991 году вводится в эксплуатацию новая вышка управления воздушным движением, на официальной церемонии открытия которой председательствует королева Беатрикс. Башня Схипхол высотой 101,7 метра является самой высокой башней управления воздушным движением в мире. Позже ее заменят башни в аэропортах Вены (109 метров), Бангкока (132 метра) и Ванкувера (142 метра).
Строительство новой башни управления воздушным движением является частью Генерального плана, разработанного в 1988 году. Расширение, изложенное в Генеральном плане, включало необходимость строительства новой башни, чтобы гарантировать, что персонал управления воздушным движением (LVNL) всегда будет иметь непрерывную линию обзора платформ и взлетно-посадочных полос.
С концепцией AirportCity Схипхол стремится стать чем-то большим, чем просто местом, где пассажиры прилетают, улетают или меняют самолеты. Цель состоит в том, чтобы аэропорт стал своего рода городом, который никогда не спит. В нем должны быть удобства для всех: магазины, рестораны и отели, а также банки, библиотека, музей и даже казино. С 2002 по 2024 год Рейксмузеум имел свой дочерний музей в Схипхоле, что сделало Схипхол первым аэропортом в мире, где разместилась художественная галерея. Пассажиры авиакомпаний, летавших через Амстердам, могли посещать выставки в аэропорту, посвященные голландским мастерам; выставки регулярно обновлялись.
Пятая главная взлетно-посадочная полоса Схипхола откроется в 2003 году. Местным жителям будет предоставлена возможность назвать ее, и победителем в конечном итоге станет «Polderbaan», более известная по-научному как «Взлетно-посадочная полоса 18R-36L». Расположение Polderbaan направлено на то, чтобы как можно больше воздушных судов пролетало над малонаселенными районами. Однако местные жители и активисты-экологи все еще протестуют. Новая взлетно-посадочная полоса длиной 3800 метров является самой длинной взлетно-посадочной полосой в Схипхоле. Polderbaan также является самой дальней взлетно-посадочной полосой от зданий аэропорта, что означает, что руление к пирсам займет больше времени.
Схипхол — первый аэропорт в мире, имеющий собственную библиотеку. Библиотека аэропорта позволяет пассажирам, путешествующим межконтинентальными рейсами, знакомиться с голландской культурой, ожидая своего стыковочного рейса. Библиотека предлагает широкий выбор голландских книг в переводе, фотоальбомы, видео, мини-выставки и музыку голландских исполнителей. 17 июля 2014 года Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines потерпел крушение на Украине. Самолет с регистрационным номером MH17 был сбит зенитной ракетой на высоте 10 километров. Он направлялся в Куала-Лумпур. Все 298 человек на борту, включая 193 граждан Нидерландов, погибли. Обстоятельства катастрофы по-прежнему остаются неясными.
В Схипхоле по-прежнему есть два постоянных жителя: Джо и Ваут де Рой живут на Схипхолвег. Они переехали туда в 1955 году, когда поженились, и их трое детей (на фото) родились и выросли в этом доме. Хотя все вокруг них изменилось до неузнаваемости, им по-прежнему нравится жить здесь. В прошлом все 71 пункт выхода на посадку в аэропорту Схипхол за пределами Шенгенской зоны проходили индивидуальную проверку безопасности. Теперь конструкция центральных фильтров безопасности позволяет проводить эти проверки гораздо эффективнее. Фильтры уже действовали в пределах Шенгенской зоны: после регистрации пассажиры проходят автоматическую процедуру досмотра и в конечном итоге достигают паспортного контроля. Дополнительной проверки на выходе больше нет.
Свернуть
Schiphol Airport
Категория
Сайт
Год основания
1916
Страна происхождения
Компания-владелец
Основная отрасль компании
Место в категории 2024
11
Место в категории 2023
9
Новости
Общество
16 апреля 2024