Аэропорт Нагасаки, расположенный на искусственном острове Мисима в заливе Омура, имеет богатую и интересную историю, уходящую корнями в начало XX века. Его предшественником был аэродром Императорского флота Японии, открытый в 1923 году. Эта база, известная как 21-я военно-морская авиабаза, играла ключевую роль в военной японской стратегии. Расположение аэродрома в Омуре было выбрано не случайно: относительно защищенная бухта обеспечивала безопасные условия для взлета и посадки гидросамолетов, широко использовавшихся флотом в то время. Аэродром не только служил базой для боевых самолетов, но и представлял собой важный стратегический объект, обеспечивающий связь между различными гарнизонами Императорской армии и флота.
В период Второй мировой войны, стратегическое значение базы значительно возросло. В непосредственной близости от аэродрома были построены несколько крупных авиационных заводов, которые обеспечивали производство и ремонт различных типов самолетов, от истребителей до бомбардировщиков. Это превратило Омуру в важный центр японской авиационной промышленности и, одновременно, в привлекательную цель для бомбардировок союзников. На аэродроме проводились интенсивные работы по техническому обслуживанию и ремонту самолетов, что позволяло поддерживать боеготовность японских ВВС. Можно предположить, что инфраструктура аэродрома включала в себя ангары, мастерские, склады горючего и боеприпасов, а также казармы для персонала.
Степень разрушения аэродрома после войны, безусловно, оказала влияние на дальнейшее развитие гражданской авиации в регионе. После окончания Второй мировой войны, в соответствии с условиями капитуляции Японии, аэродром был демилитаризован и преобразован в гражданский аэропорт. В 1955 году он получил официальное название аэропорт Омура. Строительство нового пассажирского терминала, завершенное в 1959 году, стало важным шагом в развитии инфраструктуры аэропорта. Появление All Nippon Airways (ANA) в мае 1959 года с рейсами из Фукуоки в Нагасаки сигнализировало о начале новой эры для гражданской авиации в этом регионе.
Однако, стремительное развитие авиации, переход на реактивные самолеты и увеличение пассажиропотока в 1960-х годах выявили ограничения существующего аэропорта. Расширение имеющейся инфраструктуры оказалось невозможным из-за географических особенностей местности. Поэтому префектура Нагасаки приняла решение о строительстве совершенно нового аэропорта. Выбор пал на остров Мисима, расположенный в заливе Омура. Это решение потребовало переселения 66 человек из 13 семей, проживающих на острове. Этот процесс, длившийся несколько лет, потребовал не только значительных финансовых затрат, но и деликатных переговоров с местными жителями, учитывая их привязанность к своим домам и традиционному образу жизни. Важно отметить, что местные власти предприняли все необходимые меры для обеспечения достойного переселения, предложив людям альтернативное жилье и компенсации.
Строительство нового аэропорта, начавшееся в 1972 году и завершившееся в 1975 году, было грандиозным инженерным проектом. Для создания взлетно-посадочной полосы и площадей для терминала потребовались масштабные работы по террасированию холмов и осушению прибрежных земель. Площадь острова была увеличена с 0,9 до 1,54 квадратных километров. Параллельно велось строительство моста Мисима-Охаси длиной 970 метров, связавшего остров с материком и обеспечившего удобный доступ к аэропорту. Проект обошелся примерно в 18 миллиардов иен (примерно 130 миллионов долларов США по курсу того времени), что свидетельствует о масштабности и сложности инженерных работ.
1 мая 1975 года состоялось торжественное открытие нового аэропорта Нагасаки на острове Мисима. Это был первый в Японии аэропорт, построенный на искусственном острове, что сделало его уникальным инженерным сооружением. Современная взлетно-посадочная полоса, способная принимать современные реактивные самолеты, и комфортабельный терминал обеспечили удобство пассажиров и существенно увеличили пропускную способность аэропорта. Появление нового аэропорта стало важным фактором развития экономики региона, стимулируя туризм и привлекая инвестиции.
История аэропорта Нагасаки заключает в себе путь развития гражданской авиации и преодоления технических сложностей, учета интересов местного населения и воплощения амбициозного проекта, ставшего примером для подобных строительств в других странах. Свернуть