Международный аэропорт Мехико имени Бенито Хуареса (MEX), расположенный в столице Мексики, имеет богатую и захватывающую историю, отражающую эволюцию как самой авиации, так и самого города. Его история началась не с пассажирских рейсов, а с военной базы. В 1928 году, 5 ноября, на территории, которая сейчас занимает аэропорт, впервые приземлился самолёт. Это событие ознаменовало открытие военного аэродрома Бальбуэна с пятью взлётно-посадочными полосами, представлявшего собой, по сути, пионерское предприятие в мексиканской авиации. Регулярное же обслуживание началось в 1929 году, но официальное открытие состоялось лишь 15 мая 1931 года, что подчеркивает сложность развития инфраструктуры в то время.
Первые международные рейсы связали Мехико с Международным аэропортом Лос-Анджелеса, ими управляла мексиканская авиакомпания Mexicana, заложившая основу для будущего развития аэропорта как крупного международного хаба. Превращение военного аэродрома в гражданский аэропорт произошло в 1952 году благодаря инициативе президента Мигеля Алемана, который открыл новый пассажирский терминал. Это событие стало поворотным моментом, знаменующим переход к коммерческой эксплуатации и открытию аэропорта для растущего числа пассажиров. Однако, в последующие десятилетия, рост аэропорта не был планомерным.
В 1970-х годах, президент Луис Эчеверрия принял решение, которое сейчас кажется спорным: он закрыл три из пяти взлётно-посадочных полос, передав освободившуюся землю для строительства жилья для малоимущих. Это решение, с одной стороны, отражало социальную политику того времени, но с другой, серьёзно ограничивало будущую пропускную способность аэропорта, заложив основу для проблем с перегруженностью в последующие годы. Остались лишь две параллельные ВПП, что поставило под вопрос возможности дальнейшего развития.
В 1980 году был реализован масштабный проект расширения терминала. Вместо нескольких мелких терминалов, как это было принято в других аэропортах того времени, было принято решение о строительстве одного большого терминала, призванного удвоить пропускную способность. Это решение, хотя и эффективное в краткосрочной перспективе, не могло решить фундаментальную проблему недостатка взлётно-посадочных полос. Следующим этапом модернизации стало разделение внутренних и международных потоков пассажиров в 1990 году. Это позволило значительно повысить эффективность работы аэропорта и разделить зоны регистрации, что упростило процесс прохождения предполетного контроля.
В 2001 году было открыто восточное крыло терминала (выходы H), ставшее зоной ожидания для пассажиров последних вызовов на посадку, преимущественно обслуживающих пассажиров альянса SkyTeam. Однако, быстрый рост пассажиропотока в начале 21-го века ясно показал, что даже расширенный аэропорт MEX достиг своих пределов. Президент Висенте Фокс предпринял попытку кардинального решения проблемы, объявив о строительстве совершенно нового аэропорта на огромной территории в 5000 гектаров в муниципалитетах Тескоко и Сан-Сальвадор-Атенко. Однако этот амбициозный проект столкнулся с мощным сопротивлением местного населения, выразившимся в масштабных протестах. В результате, проект нового аэропорта был отменён, что подчеркивает сложность реализации крупных инфраструктурных проектов без учёта социальных и экологических аспектов.
Вместо строительства нового аэропорта, правительство запустило в 2002 году программу «Расширение аэропорта Мехико до максимальной пропускной способности». Эта программа включала в себя дальнейшее расширение существующего терминала, добавление новых залов регистрации, установку 13 дополнительных лент выдачи багажа, строительство новых этажей и модернизацию всей инфраструктуры. Однако, эти меры, хотя и увеличили пропускную способность, не смогли решить проблему в долгосрочной перспективе. Сложности с перегруженностью продолжаются до сих пор, что подчеркивает необходимость комплексного подхода к планированию и развитию аэропортовой инфраструктуры в условиях постоянно растущего пассажиропотока. Сейчас активно обсуждается строительство нового аэропорта в другом месте, но этот опыт показывает, что подобные проекты требуют тщательной оценки всех возможных последствий и широкого учёта мнения заинтересованных сторон. Свернуть