История авиакомпании Luxair тесно переплетена с историей Люксембурга и развитием европейской авиации в целом. Ее корни уходят в далекий 1948 год, когда была создана авиакомпания Luxembourg Airlines, заложившая фундамент для будущего успеха. Однако настоящий взлет Luxair начался в 1961 году, когда она была официально создана в ответ на растущий спрос на авиаперлеты между Люксембургом и другими европейскими столицами и городами. Это был период бурного развития авиационного транспорта, и Люксембург, стремясь интегрироваться в европейскую экономику, остро нуждался в надежной и современной авиакомпании.
Первый шаг Luxair к осуществлению своих амбиций был сделан в 1962 году, когда авиакомпания Luxembourg Airlines официально сменила название на Luxair и приступила к выполнению регулярных рейсов. Символичным началом стала линия Люксембург Париж, осуществлявшаяся на самолете Fokker F27 Friendship прочной и надежной машине, ставшей символом первых лет деятельности Luxair. Этот самолет, запечатленный на фотографиях 1966 года, представляет собой важный артефакт пути авиакомпании, воплощающий ее скромное, но амбициозное начало.
В период с 1964 по 1969 год Luxair участвовала в необычном, но прибыльном проекте. В рамках сотрудничества с южноафриканской Trek Airways, Luxair эксплуатировала три самолета Lockheed L-1649A Starliner, выполняя рейсы по маршруту Люксембург - Йоханнесбург. Самолеты были окрашены в ливрею Luxair и зарегистрированы в Люксембурге, что подчеркивало участие люксембургской стороны в проекте. Это сотрудничество демонстрирует готовность Luxair к принятию рисков и поиску нестандартных решений в условиях формирующегося европейского рынка авиаперевозок. Интересно отметить, что использование самолетов Lockheed L-1649A Starliner отражало стремление Luxair занять свою нишу на рынке дальнемагистральных перевозок.
К 1967 году воздушный флот Luxair уже значительно расширился и состоял из трех Fokker F27 Friendship и одного Vickers Viscount. Однако развитие не обходилось без трудностей. Авария Vickers Viscount в 1969 году, к счастью, обошедшаяся без жертв, послужила импульсом к обновлению флота. В следующем году Luxair приобрела свой первый реактивный авиалайнер Sud Aviation Caravelle, что ознаменовало важный этап в ее истории - переход к более современной и эффективной авиационной технике.
Дальнейшее развитие Luxair было отмечено постепенным переходом на реактивные самолеты. В 1976 году в эксплуатации появился Boeing 707, а в 1977 году Boeing 737-200, которые стали основой флота на долгие годы. В последующие десятилетия компания последовательно обновляла свой парк, приобретая Boeing 737-400 и Boeing 737-500, в том числе турбовинтовые Fokker 50 и региональные авиалайнеры Embraer ERJ-135 и ERJ-145. Этот поэтапный переход к более современным и экономичным самолетам позволил Luxair сохранять конкурентоспособность и расширять свою сеть маршрутов.
В 1980-х годах Luxair предприняла еще один интересный шаг, снова связанный с южноафриканской компанией Trek Airways. Boeing 747SP, принадлежавшие Trek Airways и эксплуатировавшиеся совместным предприятием LUXAVIA (созданным Trek Airways и Luxair), были окрашены в цвета Luxair и выполняли рейсы между Южной Африкой и Европой, а также чартерные рейсы из Люксембурга. Это сотрудничество, позволившее Trek Airways избежать негативных последствий бойкота апартеида, демонстрирует гибкость и стратегическое мышление руководства Luxair, способность находить возможности для роста даже в сложных геополитических условиях.
В марте 2003 года авиакомпания Luxair приняла решение о приобретении двух новых самолетов Boeing 737-700 с целью замены своих устаревших моделей Boeing, которые уже не соответствовали современным требованиям и стандартам. Первый из этих новых самолетов был успешно доставлен в Luxair 18 февраля 2004 года, что стало важным шагом в обновлении ее флота. В дальнейшем, в августе 2003 года, был сделан заказ на третий самолет, который был доставлен в январе 2005 года. Этот процесс обновления флота был необходим для повышения эффективности и комфорта перевозок.
21 декабря 2003 года Luxair представила новый логотип, который стал символом обновления и современности авиакомпании. Новый логотип изображал летящий бумеранг, что символизировало динамичность и стремление к развитию. Предыдущий логотип, который использовался на протяжении 42 лет, стал частью истории Luxair, и его замена стала знаковым моментом в её развитии. Для того чтобы перейти на полностью реактивный флот, в апреле 2005 года Luxair приняла решение о выводе из эксплуатации последнего самолета Fokker 50. Это решение было обусловлено ростом цен на нефть, что сделало эксплуатацию региональных самолетов, таких как Fokker 50, все более сложной и экономически невыгодной.
В связи с этим, чтобы минимизировать риски и адаптироваться к новым экономическим условиям, Luxair решила вернуться к использованию турбовинтовых самолетов. В июне 2006 года авиакомпания заключила твердый договор с Bombardier Aerospace на поставку трех самолетов Dash 8-Q400, с возможностью заказа еще трех в будущем. Последний из этих трех самолетов был поставлен в сентябре 2007 года, а позднее были заказаны еще два самолета Q400 для дальнейшего расширения флота. В октябре 2008 года Luxair сделала следующий шаг в обновлении своего парка, разместив заказ на свой первый Boeing 737-800. Этот авиалайнер стал заменой последнему Boeing 737-500, который на тот момент находился в эксплуатации, и позволил авиакомпании значительно расширить свою маршрутную сеть. Это расширение было важным шагом, который позволил Luxair предложить своим пассажирам новые направления и улучшить качество обслуживания.
В 2009 году авиакомпания была признана самым пунктуальным регулярным перевозчиком в аэропорту Лондон-Сити по версии Flight on Time, основываясь на статистических данных CAA за 2008 год. Этот успех стал результатом тщательной ее работы над улучшением качества своих услуг и повышением уровня надежности. В 2011 году Luxair перевезла рекордное количество пассажиров 1 302 771 человек, что подтверждало растущую популярность авиакомпании и её успешную работу на рынке. В 2013 и 2014 годах в состав флота Luxair вошли два новых самолета Boeing 737-800, которые были оснащены современными интерьерами Boeing Sky Interior. Это нововведение позволило авиакомпании вывести из эксплуатации последний Boeing 737-500, что стало очередным этапом в обновлении флота. В июле 2015 года миноритарный акционер Luxair, авиакомпания Lufthansa, объявила о своем намерении продать свою долю в Luxair, которой она владела с 1993 года. Это решение стало значимым событием для авиакомпании и могло повлиять на её дальнейшее развитие и стратегию на рынке авиаперевозок. Свернуть