В начале XX века автомобиль оставался редкостью. В 1910 году в Германии насчитывалось всего около 16 000 машин. Для одних они были развлечением или видом экстремального спорта, для других — признаком престижа. Ручной работы модели от Benz, Daimler и Glaser принадлежали кайзеру Вильгельму II, сталелитейным магнатам и банкирам. Автомобили оставались роскошью для избранных, а рынок автомобилей класса люкс был крайне ограничен.
Тем не менее, идея «народного автомобиля» — доступного средства передвижения для широких слоёв населения — начала зарождаться уже в начале века. В 1904 году инженер Генрих Дешамп задавался вопросом: сможет ли мотоцикл сохранить популярность или появится транспортное средство, способное стать массовым? Ответ пришёл из США: Ford Motor в 1908 году начала производство Model T, которая благодаря массовому конвейеру и технологическому прогрессу стала доступна широким слоям населения. К 1920 году её цена упала с 825 до 450 долларов, открыв эпоху массовой автомобильной мобильности.
В Германии подобные идеи развивались медленнее. До Первой мировой войны автомобиль оставался прерогативой социальной элиты. Компактные модели, такие как двухместный «Doktorwagen» марки Opel (1909 год), привлекали внимание благодаря маневренности и удобству, однако массового интереса это не вызывало. Аналогичные попытки предпринимались брендом Wanderer с моделью Type W 3 в 1913 году, но масштабного успеха не было. После войны автомобильная индустрия Германии оставалась нишевой. Даже массовое производство Opel в Рюссельсхайме и Hanomag в Ганновере в 1924–1925 годах не изменило положения дел: страна отставала от Франции, Великобритании и США по количеству владельцев машин. Тем не менее, небольшие автомобили уже получили маркировку «Volkswagen» — «народный автомобиль».
Идея мобильного и доступного автомобиля вдохновляла инженеров на технические инновации. В 1925 году Бела Барени предложил шасси с задним расположением двигателя и коробкой передач спереди задней оси. Йозеф Ганц создавал прототипы ультракомпактных машин, а Ханс Ледвинка разработал Tatra 11 с центральной рамой и воздушно-охлаждаемым двигателем boxer. Фердинанд Порше тоже проявлял интерес к маленьким автомобилям: ещё в 1922 году он спроектировал легкий «Sascha», а в 1931 году создал Type 12 для Zündapp и Type 32 для NSU с задним двигателем и торсионной подвеской.
К началу 1930-х годов технические решения для «народного автомобиля» были разработаны, но высокая стоимость владения оставалась препятствием для массового производства. Прорыв произошёл в январе 1937 года, когда проект взял на себя Немецкий трудовой фронт (DAF). В апреле 1937 года были испытаны 30 автомобилей серии W30, проехавших более двух миллионов километров. В мае того же года была создана «Корпорация по подготовке пути для немецкого народного автомобиля», которая в сентябре 1938 года стала Volkswagenwerk GmbH. В феврале 1938 года началось строительство завода к востоку от Фаллерслебена, рассчитанного на производство 150 000 автомобилей в первый год и до 1,5 миллиона в долгосрочной перспективе.
После окончания Второй мировой войны американские и британские оккупационные власти восстановили производство на заводе Volkswagen, обеспечивая работой местное население и удовлетворяя потребности военной администрации. В 1950 году бренд экспортировал треть своих автомобилей в 18 стран, включая Европу и Южную Америку, где Volkswagen стал важным игроком на рынке.
В 1960-х годах Volkswagen начал стратегическую экспансию и приобретение дочерних марок. В 1965 году автомобильный бренд приобрел контрольный пакет Auto Union GmbH, включая бренд Audi, что позволило расширить модельный ряд и укрепить позиции на рынке компактных автомобилей. 1970-е годы стали испытанием для Volkswagen: нефтяной кризис и глобальная рецессия угрожали ликвидности бренда. Модели Passat и Golf помогли стабилизировать продажи, а ориентация на экспортные рынки и рационализация производства позволили преодолеть спад.
С конца 1980-х годов Volkswagen трансформировался в мультибрендовый альянс с глобальной производственной сетью. Бренд активно расширял присутствие в Европе и Азии, внедряла инновационные технологии и оптимизировала производство. Реструктуризация и глобализация, проведённые в 1992–1993 годах, сделали Group более эффективной, а диверсификация продукции и улучшение доходности укрепили позиции на мировом рынке. В последние годы Volkswagen уделяет особое внимание соблюдению нормативных требований и корпоративной ответственности. Создание подразделений по вопросам добросовестности и правовым вопросам, а также назначение квалифицированных руководителей, демонстрируют приверженность бренда высоким стандартам управления и прозрачности.
Свернуть