CemAir - южноафриканская авиакомпания, занимающая значительное место на рынке внутренних авиалиний, соединяющая популярные туристические центры и ключевые деловые города страны. Помимо пассажирских перевозок, она активно развивает направление лизинга воздушных судов, предоставляя свои самолёты другим африканским авиаперевозчикам. Это делает CemAir важным игроком в африканской авиационной индустрии, способствуя развитию транспортной инфраструктуры континента. Главный офис и база технического обслуживания CemAir расположены в ангаре №6 международного аэропорта имени О.Р. Тамбо в Йоханнесбурге крупнейшего аэропорта ЮАР, являющегося важным транспортным узлом не только для страны, но и для всего южного региона Африки.
Авиакомпания была основана в 2005 году с весьма скромным флотом: один самолёт Cessna Grand Caravan и три Beechcraft 1900C турбовинтовые региональные самолеты, идеально подходящие для обслуживания региональных маршрутов с относительно короткими взлётно-посадочными полосами, характерных для многих районов Южной Африки. Выбор именно этих моделей говорит о стратегии CemAir, нацеленной на начальном этапе на развитие региональных перевозок и постепенное расширение географии полётов. Однако, амбициозные планы авиакомпании столкнулись с серьезными трудностями.
В январе 2018 года Управление гражданской авиации ЮАР (SACAA) приняло решение о приостановке действия сертификатов лётной годности для 12 самолетов CemAir. Причиной послужило утверждение о том, что сертификация годности к полетам была проведена неквалифицированным персоналом, что поставило под сомнение безопасность полётов. Это решение имело катастрофические последствия для CemAir, вынудившей ее приостановить все полеты в конце 2018 года. В это время она понесла значительные финансовые потери, связанные с простоем самолётов, выплатами компенсаций сотрудникам и затратами на юридическое противостояние.
Следует отметить, что процедура сертификации лётной годности является строго регламентированной и крайне важна для обеспечения безопасности полётов. Любые нарушения в этом процессе могут иметь тяжёлые последствия, включая авиационные катастрофы. Действия SACAA, хотя и вызваны стремлением обеспечить безопасность, вызвали серьёзные споры и критику со стороны экспертов и представителей авиационной индустрии, которые указывали на возможные ошибки в самой процедуре проверки и недостаток прозрачности. CemAir, однако, не сдалась. Она подала иск в Верховный суд ЮАР, успешно оспорив решение SACAA. Запрет на полеты был отменен. Однако это было лишь временное облегчение.
В январе 2019 года Управление гражданской авиации снова приостановило деятельность авиакомпании, что вызвало новый виток юридической борьбы. В итоге, после длительных разбирательств и предоставления доказательств своей правоты, Апелляционный комитет гражданской авиации ЮАР вынес решение в пользу CemAir 29 апреля 2019 года, признав действия SACAA "нерациональными, произвольными, необоснованными и процедурно несправедливыми", а также "фактически ошибочными". Это решение стало прецедентом, подчеркивающим важность соблюдения должной правовой процедуры при принятии решений, затрагивающих деятельность авиакомпаний.
После преодоления этих серьёзных испытаний, CemAir продолжила работу над восстановлением своего имиджа и расширением деятельности. В январе 2021 года авиакомпания подписала интерлайн-соглашение с Ethiopian Airlines, одним из ведущих авиаперевозчиков Африки. Это соглашение открыло для CemAir новые возможности для расширения маршрутной сети и привлечения большего числа пассажиров, обеспечив доступ к международным маршрутам через хабы Ethiopian Airlines. Данное сотрудничество демонстрирует стремление авиакомпании к дальнейшему развитию и укреплению своих позиций на рынке африканских авиаперевозок. В настоящее время CemAir продолжает операционную деятельность, постоянно совершенствуя свои процессы и стремясь занять лидирующие позиции в авиационной отрасли Южной Африки.