История AviChina начинается 30 апреля 2003 года, когда бренд был выделен из гражданского подразделения китайской корпорации авиационной промышленности II. Уже к моменту своего основания он занимал особое место в экономике страны. AviChina контролировал 41% рынка мини-автомобилей, была единственным в Китае производителем вертолётов и региональных самолётов и при этом активно развивала партнёрства с мировыми игроками. В частности, AviChina владела почти половиной совместного предприятия с Embraer по выпуску самолётов и сотрудничала с такими гигантами, как Sikorsky Aircraft и Eurocopter.
Однако развитие оказалось непростым. В 2007 году авиационный бренд сообщила о чистом убытке в размере 1,03 млрд юаней, вызванном проблемами в автомобильном секторе и снижением доходности в вертолётном направлении. Автопроизводственные активы — Hafei Automobile и Changhe — тянули вниз показатели бренда, и в 2009 году AviChina приняла судьбоносное решение полностью сосредоточиться на авиации. В результате Hafei была передана материнской компании AVIC в обмен на авиационное оборудование, а Changhe выделена в отдельное подразделение. Уже в 2010 году руководство объявило о намерении консолидировать все авиаподразделения AVIC под крылом AviChina.
Но в XXI веке на первый план вышли не только экономические, но и политические вызовы. В сентябре 2024 года Airbus подверглась жёсткой критике СМИ после публикации отчёта неправительственных организаций Justice for Myanmar и Info Birmanie, в котором говорилось, что техника AviChina использовалась для атак на гражданскую инфраструктуру в Мьянме. Активисты потребовали, чтобы Airbus оказала давление на китайский бренд и прекратила любое содействие поставкам вооружений военной хунте.
Спустя несколько месяцев, в июне 2025 года, стало известно, что Airbus окончательно вышел из состава AviChina, завершив процесс ещё к 1 апреля того же года. Подобный шаг ранее предпринял и норвежский суверенный фонд Norges Bank Investment Management, объявивший в январе 2023 года о выходе из капитала авиационного бренда по аналогичной причине — связям AviChina с мьянманскими военными. Сегодня AviChina остаётся важным игроком китайской авиационной промышленности, но её репутация на международной арене во многом определяется не только техническим потенциалом, но и политическими обстоятельствами.


