Испанский бренд BQ, известный ранее под названием Mundo Reader, оставила заметный след на рынке бытовой электроники, прежде чем её судьба претерпела значительные изменения. Начав свой путь в 2009 году с импорта электронных книг из азиатских стран, BQ быстро эволюционировала, перейдя к собственному производству планшетов и ридеров уже в 2010 году. Это был смелый шаг, который ознаменовал начало стремительного роста бренда.
Популярность BQ была основана на инновационном подходе и стремлении к технологическому лидерству. Бренд не просто слепо копировал существующие продукты, а стремился внедрять новые решения и занимать нишу на рынке. Этот амбициозный план привел к впечатляющим результатам. К 2013 году штат BQ насчитывал уже 600 сотрудников, а объемы производства были просто поразительными: 400 000 планшетов и 100 000 электронных книг покидали заводы предприятия. Это свидетельствовало о высоком спросе на продукцию BQ и её способности удовлетворять растущие потребности рынка. Успех позволил бренду расширить географию своего присутствия.
В 2014 году бренд BQ успешно вышел на португальский рынок, подтвердив свою конкурентоспособность и привлекательность продукции для потребителей за пределами Испании. Однако, наиболее значительным достижением BQ стало создание первых в Европе смартфонов на базе операционной системы Android (модель BQ Aquaris A4.5) и первых в мире мобильных телефонов и планшетов, работающих под управлением Ubuntu Phone (BQ Aquaris E4.5 и BQ Aquaris M10). Это были революционные продукты, которые привлекли внимание как экспертов, так и широкой публики. BQ стала пионером в использовании нестандартных операционных систем, демонстрируя смелость и готовность к риску, которые определили её успех в начальный период.
Выход на рынок смартфонов под управлением Ubuntu в 2015 и 2016 годах (BQ Aquaris E4.5 Ubuntu Edition и BQ Aquaris M10 Ubuntu Edition) подтвердил приверженность бренда к инновациям и поиску новых решений. Однако, к 2020 году ситуация кардинально изменилась. Все модели телефонов исчезли с официального сайта, что указывало на изменение стратегического направления деятельности. Бренд BQ, когда-то ассоциировавшийся с передовыми мобильными устройствами, стал постепенно отходить от этого сегмента рынка. На англоязычной версии сайта в качестве приоритетных направлений были указаны робототехника, 3D-печать и консалтинг в области разработки продуктов. Это свидетельствовало о глубокой трансформации бизнеса BQ, о переориентации на новые, более специализированные рынки.
В 2021 году на сайте BQ появилось сообщение о прекращении деятельности бренда. Остались лишь ссылки на загрузку программного обеспечения для 3D-принтера Witbox Go и информация об образовательных программах. Таким образом, история BQ завершилась не громким банкротством, а тихим уходом с рынка потребительской электроники, оставив после себя наследие в виде пионерских разработок и вдохновения для других торговых марок, стремящихся к инновациям. Приобретение половины акций BQ в 2018 году вьетнамским конгломератом Vingroup и последующее функционирование под брендом VinSmart во Вьетнаме является завершающим аккордом в истории испанского бренда, демонстрируя сложную и многогранную картину её развития и глобализации бизнеса в сфере высоких технологий.